Банкир – это не бюрократ, а бизнесмен

Главное правило успеха во время кризиса - гибкость и умение быстро приспосабливаться. Так считает Михаил Власенко, председатель правления "Идея Банка". За время работы в банковском секторе бизнесмен пережил не один кризис. Мы поговорили с Михаилом о том, почему банк не переставал кредитовать клиентов, когда многие банки на рынке заморозили эти процессы, и в каких направлениях сейчас он видит перспективу.


Адаптация бизнес-процессов
Ситуация в мире направлена на экономию всех ресурсов, и это позволяет нам пересмотреть бизнес-процессы, заменить неэффективные. Команда должна быть бизнес-ориентированной, прежде всего это касается топ-менеджмента. Банкир - это не бюрократ, а прежде всего бизнесмен.
У меня есть опыт работы со многими командами и материнскими компаниями в разных странах, мы успешно пережили все предыдущие кризисы. Когда говорят, что COVID меняет бизнес, эти изменения мне кажутся достаточно знакомыми. Но есть и отличия: с одной стороны, стимулируется развитие цифровых банковских технологий, а с другой - углубляется взаимозависимость отношений между людьми. Сначала главным стало здоровье и только потом - экономические последствия.

Тактика работы во время кризиса
Наша тактика в кризисном периоде - не сокращение бизнеса, а временное приостановление. Трансформация бизнес-процессов с сохранением потенциала для движения вперед. Мы не прекращали кредитовать даже в разгар пандемии. Ужесточили требования в рисковой политике и продолжили работать. Наша команда имеет хорошие навыки в системе управления рисками и организации продаж, проверенные в 2014-2015 годах.
У банков, по-прежнему достаточно капитала, чтобы стать частью решения проблемы. Мы усвоили уроки финансового кризиса 2008-2009 годов, что позволит сбалансировать риски и сохранить устойчивость к стрессам.

Клиентский сервис и отношения
Мы реагируем на все текущие потребности клиента. Внимательно работаем с реструктуризацией задолженности, кредитными каникулами. Не всем нужны займы и в хорошие времена, а сейчас тем более. Поэтому нам нужно спрогнозировать поведение клиента и провести его теми путями, которые помогут ему продвинуться дальше. В частности, нараработать элемнетарную платежную дисциплину. Мы научили многих наших клиентов справляться с долгами, поэтому многие возвращаются к нам за займами снова.

Диджитализация банков
С 2000-х ведется дискуссия, кто победит: банковские отделения или интернет. Отделения будут существовать еще очень долго, несмотря на посткризисные явления. Но они переформатируются и станут коммуникационными пунктами. Клиентам важно получить консультации и установить доверительные отношения с банком и только после этого переходить в онлайн.
Внедрение Bank ID и возможность дистанционного открытия счета ускорит переход банковских сервисов в онлайн. По активности использования технологий электронных кошельков, NFC-платежей украинский потребитель находится в авангарде. Наш рынок адаптивный к цифровым решениям.
В ответ на запрос клиентов иметь банк в смартфоне мы создали подразделение развития цифрового банкинга. Это одно из самых актуальных направлений. В конце 2019 мы запустили приложение O.Bank, теперь клиенты могут получить нашу О.Карту с кэшбеком и кредитным лимитом. Наш антикризисный подход - быть нужными и актуальными для клиентов.