С развитием диджитализации многие финансовые и юридические операции стали доступны онлайн. Теперь, чтобы подписать документы, необязательно тратить время на личную встречу. Оформить договор, заказать услуги, засвидетельствовать документы дистанционно поможет квалифицированная электронная подпись. Она имеет несколько разновидностей, которые уместно применяются в соответствии с конкретной ситуацией и юридическими особенностями сделки. Рассказываем о том, как создать электронную цифровую подпись, и какую его форму использовать в разных жизненных ситуациях.
Электронная цифровая подпись по существу является файлом с уникальным кодом физического или юридического лица. Он создается криптографическими средствами с публичными или закрытыми ключами. Проверка достоверности подписи производится путем асимметричного алгоритма шифрования, при котором подписант кодирует документ закрытым ключом, а получатель документа с ЭЦП с помощью ключа декодирует его. Если дешифрование успешно — значит документ настоящий, а его авторство принадлежит указанному лицу.
Основное назначение ЭЦП — это защита данных, представленных в электронной форме без возможности проверки лица подписчика по удостоверению личности. Существует несколько разновидностей подписи, обеспечивающих разный уровень защиты. Далее расскажем, как сделать электронный ключ через Дію — самый простой способ генерации цифровой подписи.
Электронная подпись — это цифровые данные, которые добавляются подписчиком к другим личным электронным данным в качестве подписи. Эта категория включает в себя как простой скан изображения подписи лица на бумажном носителе, так и усовершенствованные цифровые подписи — усовершенствованный и квалифицированный.
Согласно действующему законодательству в дополнение к бумажной подписи в Украине разрешено использовать следующие виды подписей:
Наложение квалифицированной электронной подписи или использование усовершенствованной подписи приравнивается к личной подписи бумажной версии документа, имеющего такую же юридическую силу.
КЭП — это наиболее надежная форма электронной подписи, поскольку она защищена криптографическим сертификатом, подтверждающим его подлинность. В отличие от других видов подписи КЭП может храниться только на специальных носителях — токенах. Их невозможно дублировать, скопировать, сломать. При потере такого носителя придется заказывать новый КЭП.
Квалифицированная электронная подпись физического лица защищена государственным регулятором, поэтому она используется для обеспечения целостности электронных документов. Она приравнивается к собственноручной подписи, является обязательным для органов государственной власти, местного самоуправления, предприятий и учреждений государственной формы собственности, государственных регистраторов, нотариусов.
Усовершенствованная электронная подпись, или УЭП, — это по существу файл, сохраненный на материальном носителе открытого типа, например, на USB-накопителе или жестком диске. При необходимости этот файл можно скопировать и переслать по электронной почте.
УЭП используются учреждениями, в том числе банками, не требующими квалифицированной электронной подписи. Его проще создать и использовать, однако он обеспечивает средний уровень защиты.
Главное различие между электронными подписями заключается в степени защиты, которую они предоставляют. Простой электронной подписью может служить даже цифровая фотография подписи лица на бумаге, используется только для оформления текущих документов между деловыми партнерами, сотрудничество которых подкреплено официально заверенными договорами.
В то же время УЭП и КЭП надежно свидетельствуют о согласии подписчика с содержанием документа, гарантируются ключом и сертификатом, считаются основанием для юридической сделки и служат достоверным доказательством в ходе судебных разбирательств.
Наложенный КЭП — это подпись, генерируемая для документа, связывается с его цифровыми данными и подтверждает подлинность личности подписчика. У наложенного КЭП есть следующие функции:
Последний пункт имеет особое значение, поскольку позволяет проверить силу документа в соответствии со сроком действия квалифицированного сертификата, установить факт аннулирования или отзыва.
Вопрос, как сгенерировать электронную подпись, появлялось у большинства пользователей цифрового пространства, поскольку потребность в создании электронной подписи возникает при согласовании различных юридических, финансовых вопросов. Чтобы разобраться, как сделать цифровую подпись, сначала нужно определить, какой она именно нужна.
УЭП можно сгенерировать самостоятельно, бесплатно через несколько минут в мобильных и специальных приложениях. В частности, многим известно, как создать электронную подпись в Дії. Для этого необходимо подтвердить соответствующий запрос в меню услуг. УЭП в Дії используется для подписания всех документов, доступных в приложении, а также для подтверждения некоторых банковских услуг. Можно сохранить подпись на устройстве и использовать повторно при необходимости.
Совершенно иначе выглядит алгоритм, как создать электронную подпись. Для этого следует обратиться к представителю АЦСК, лицензированным для предоставления доверительных услуг. Услуга оформления КЭП может занять 3-4 часа в случае срочного запроса или продолжаться до 48 часов. Доверительная служба создает уникальный КЭП, записывает его на токен (защищенную USB-флешку). Услуга платная.
Для подачи налоговой и статистической отчетности ФЛП также требуют личную цифровую подпись. Без нее не обходится ни одна юридическая операция предпринимателя, поэтому вопрос, как сделать электронный ключ для ФЛП, не теряет актуальности. Проще всего оформить подпись в сервисах «Вчасно» и Дії.
Как в Дії сделать электронную подпись для ФЛП:
После этого система сгенерирует КЭП или УЭП для дальнейшего использования в предпринимательских целях.