Взаимодействие продавца товара либо услуги с клиентом должно регламентироваться договором. Такой документ является залогом четкого и однозначного понимания условий сотрудничества — правил, норм, сроков, тарифов, обязанностей, прав и возмещений за нарушение и просрочку. Для того чтобы компании с многотысячным оборотом клиентов могли упростить условия официального оформления деловых отношений, создана публичная оферта. Это унифицированный договор в открытом доступе для всех клиентов, подписание которого автоматизировано для общего удобства.
Публичная оферта распространена в торговой, финансовой, строительной, транспортной областях, обслуживании и других видах экономической деятельности. Каждый почти ежедневно сталкивается с согласованием публичной оферты, однако редко на ней концентрирует внимание, поскольку преимущественно принятие ее условий осуществляется онлайн путем нажатия кнопки «соглашаюсь» или «принимаю». В то же время, такое согласие имеет важное юридическое значение, а потому разобраться в понятии публичной оферты не только интересно, но и полезно.
Для облегчения понимания термина сначала следует разобраться, что такое оферта. От латинского «offero» — это предложение оказать определенное действие. В юридической и деловой практике офертой называют предложение заключить определенное соглашение. Соответственно публичная оферта — это юридический документ, содержащий публичное предложение заключение договора, рассчитанное на большое количество клиентов.
Договор оферты — это способ ускорения взаимодействия оказывающего услуги или товара с его клиентурой, который предоставляет исчерпывающую информацию об условиях сотрудничества, однако не требует личной встречи представителей сторон для заключения договора.
Договор публичной оферты — это инструмент юридической практики, используемый в экономических отношениях во всех сферах деятельности. Особенно он распространен среди компаний, оказывающих услуги массового характера — банковские, страховые учреждения, а также торговых интернет-предприятий, реализующих товары массового потребления. С юридической стороны, для осуществления каждой продажи им нужно получить согласие покупателя на условия сотрудничества — стоимость, качество, условия поставки, оплаты, способ разрешения спорных вопросов в случае несоответствия определенных параметров указанных в соглашении.
Согласно условиям публичной оферты для всех клиентов действуют единые условия предложения. Однако получатель товара или услуги может частично изменять условия сотрудничества, выбирая нужный объем, разновидность товара/услуги, способ получения, доставки оплаты. В некоторых случаях оферент может идти на определенные уступки и разрешать более глобальные изменения в условиях сотрудничества.
Договор публичной оферты размещается в открытом доступе для потребителей — на сайте компании и ее физических филиалах. Он может быть сформирован в классическом, текстовом виде или креативно — в виде блок-схем, таблиц, одновременно выполняющих рекламную функцию при ознакомлении потенциального клиента с предложением компании.
Главное условие — четкость изложения сущностных положений сотрудничества и простой доступ к документу. На официальных сайтах он обычно размещается в конце главной страницы или по ссылке, в филиалах — на доске информации, стойке регистрации, возле кассы.
Требование получения личного согласия от каждого покупателя или клиента привело бы к коллапсу и остановке бизнеса. Вместо этого договор публичной оферты позволяет действовать в пределах действующего законодательства без чрезмерного бюрократического давления ни на одну из сторон. Однако в некоторых случаях поставщик услуг обязан оформить с клиентом соглашение в бумажном виде и подписать его. В частности, такая практика распространена в банковской сфере.
Договор публичной оферты о предоставлении услуг содержит два сущностных элемента — оферту и акцепт. Оферта — это само предложение, то есть информация о предмете договора, условиях его передачи заказчику, стоимости, сроке предоставления услуг и других аспектах.
Акцепт оферты — это принятие покупателем, клиентом предлагаемых условий. Он указывается путем заключения договора или подтверждения согласия посредством идентификации, кодирования в случае оформления электронного соглашения. Согласно нормативам акцепт может быть выражен в следующих формах:
При этом отсутствие ответа или каких-либо действий со стороны акцептанта (полученной стороны) не считается акцептом. Отвечая положительно на оферту, акцептант, безусловно, соглашается со всеми перечисленными в ней условиями и не может их изменить.
Оферент — это физическое или юридическое лицо, предоставляющее оферту, то есть продавец товара или поставщик услуги.
Какие условия должна содержать оферта?
Чтобы убедиться в надежности поставщика и прозрачности предлагаемого им сотрудничества, нужно тщательно изучить договор оферты о предоставлении услуг, а именно: знать, какие условия должна содержать оферта:
Важность четкого изложения всех указанных позиций — залог успешных экономических отношений между клиентом и поставщиком. Ведь что такое публичный договор оферты — это юридическая защита сторон соглашения от недоразумений, ошибок, злоупотреблений другой стороны и, как следствие, финансовых и моральных потерь.
Расторжение договора оферты возможно только с согласия сторон или в порядке по иску одной из сторон в случае сущностного нарушения условий договора другой стороной. Заблаговременно прекратить действие контракта можно на базе общих положений, определенных законодательно. Также оферент может дополнить общий перечень условий специфическими, относящимися к его виду деятельности и способу предоставления услуг.
При расторжении договора обязанности сторон прекращаются, однако участники сделки могут потребовать возмещения убытков в случае нарушения условий одной стороной или возврата товара средств, полученных в результате заключения соглашения.
Договор присоединения — это разновидность договора оферты, согласно которому акцептант не имеет возможности влиять на условия сотрудничества, в отличие от публичной оферты. Акцептант может только согласиться на предложение в целом или полностью от него отказаться в случае неудовлетворения какими-либо условиями. Исключение составляет только выбор ассортимента товара или услуг, которые будут предоставлены по договору.
Договор присоединения используется в сферах с унифицированным предложением — предоставление коммунальных услуг, хранение, транспортировка. Жесткая форма взаимодействия между сторонами ограничивает применение такого юридического инструмента, поскольку требует от оферента подтверждения полноценного доведения до акцептанта всех аспектов договора, их верного однозначного толкования и соблюдения. В противном случае есть риск нарушений, обжалований действий сторон в суде со сложным доказыванием правоты.