

Осуществляя финансовые операции на значительные суммы, нужно быть готовым предоставить информацию о происхождении средств. Такая проверка является проявлением финансового мониторинга, который банки обязаны проводить предотвращения налоговых нарушений и махинаций. Чтобы обеспечить собственное спокойствие и беспрепятственность проведения запланированных банковских операций, стоит заранее разобраться, что такое финансовый мониторинг, кто и в каких случаях должен его проходить.
Финансовый мониторинг – это проверка легальности финансовых операций с целью предотвращения незаконного присвоения доходов, отмывания средств, полученных незаконным путем, финансового терроризма и других злоупотреблений.
Функцию финансовой проверки в разных странах выполняют разные органы. В Украине такая обязанность возложена на Национальный банк, Министерство цифровой трансформации Украины, НКЦБФР и непосредственного исполнителя – Государственная службу финансового мониторинга Украины. Все банковские и финансовые учреждения, контактирующие с клиентами-физическими лицами, это субъекты первичного финансового мониторинга. Они осуществляют первичный сбор и обработку информации для дальнейшей передачи на тщательную проверку в Государственную службу финансового мониторинга Украины. Они обязаны четко придерживаться требований и правил деятельности, установленных НБУ для недопущения отмывания (легализации) средств, полученных незаконным путем.
Первичный финансовый мониторинг проводится для всех клиентов, которые впервые обращаются в банковское учреждение для открытия счета и/или размещения средств на депозит или проведения платежа, независимо от размера суммы обработки. Клиенту предлагается заполнить стандартную Анкету-Опросник, сформированную с целью сбора основной информации о клиенте и источниках происхождения средств. Подразделение финансового мониторинга осуществляет анализ полученных данных с целью определения, не принадлежит ли лицо к реестрам подсанкционных лиц, террористических организаций, не имеет связей со страной-агрессором.
Дополнительно используется перечень условий, при которых тщательно проверяется происхождение средств. Кто подпадает под финансовый мониторинг в таких случаях:
Планируя разовые операции без установления деловых отношений с Банком, нужно учитывать, с какой суммы начинается финансовый мониторинг. Он охватывает наличные переводы от 5 тысяч грн, а также платежи за товары, услуги, погашение кредиторской задолженности в размере от 30 тысяч грн.
Финмониторинг физических лиц охватывает установление следующей информации:
На основе собранных данных, Банк может проверить финансовую историю лица, наличие официального источника дохода и сравнить с ним заявленные ежемесячные обороты по счету.
Система финансового мониторинга Украины состоит из государственных и первичных субъектов финансового мониторинга. Их перечень, права и обязанности прописаны в Законе Украины «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения» (далее – Закон о ПОД/ФТ).
В соответствии с Законом о ПОД/ФТ, первичный финансовый мониторинг проводят:
Первичный финансовый мониторинг — это сбор данных о клиенте и проверка в базах данных лиц с сомнительной репутацией. Его обязаны проводить все лица и организации, причастные к осуществлению финансового мониторинга. В свою очередь они подчиняются государственным субъектам финмониторинга.
Согласно Закону о ПОД/ФТ, последний делится на первичный и государственный. Государственный осуществляется на основе первичного и заключается в систематизации полученной информации, углубленной проверке транзакций, источников происхождения средств и информации о физических лицах.
Согласно статье 20 Закона о ПОД/ФТ, финансовые операции являются пороговыми, если сумма, на которую осуществляется каждая из них, равна или превышает 400 тысяч гривен (для субъектов хозяйствования, которые проводят лотереи и/или азартные игры, – 55 тысяч гривен) или равна или превышает сумму в иностранной валюте, банковских металлах, других активах, эквивалентную по официальному курсу гривни к иностранным валютам и банковским металлам 400 тысяч гривен на момент проведения финансовой операции (для субъектов хозяйствования, которые проводят лотереи и/или азартные игры, – 55 тысяч гривень), при наличии одного или более таких признаков:
Согласно статье 21 Закона о ПОД/ФТ, финансовые операции или попытка их проведения независимо от суммы, на которую они проводятся, считаются подозрительными, если субъект первичного финансового мониторинга подозревает или имеет достаточные основания для подозрения, что они являются результатом преступной деятельности или связаны или касаются финансирования терроризма или финансирования распространения оружия массового уничтожения.
При определении того, является ли подозрительной финансовая операция или деятельность, субъект первичного финансового мониторинга учитывает типологические исследования, подготовленные специально уполномоченным органом и обнародованные им на своем сайте, а также рекомендации субъектов государственного финансового мониторинга.
Все виды финансового мониторинга эффективно работают в комплексе. При условии тщательного выполнения своих обязанностей всеми участниками финансовой деятельности, каждая подозрительная транзакция привлекает внимание и своевременное реагирование соответствующих органов. Это способствует выведению экономики из тени, финансовой чистоте и этичности деятельности, а также своевременному наполнению бюджета за счет правильно рассчитанных налогов на доходы.
Планируя установить деловые отношения с Банком, например: открыть депозит или провести платеж на сумму, подлежащую проверке согласно действующему законодательству, стоит заранее подготовиться к проверке по вопросам финансового мониторинга. Для этого нужно собрать документы, подтверждающие личность и источники происхождения средств. Для безопасного проведения транзакций нужно выполнить следующие предупреждающие действия:
Физическим лицам уместно подготовить справку о доходах с места работы (например Справки Ок-5 и Ок-7 с Дії) и документы, подтверждающие другие виды доходов при наличии таковых (договоры аренды, договоры дарения или наследования имущества, банковские выписки о движении средств и т.д.).
Порядок осуществления финансового мониторинга предусматривает административную и уголовную ответственность нарушителей. К ней привлекаются субъекты финмониторинга, не соблюдающие установленные правила, а также непосредственные объекты проверки – клиенты банков и других финансовых учреждений, юридические лица. В качестве наказания предусмотрены штрафные санкции:
Физические лица, в отношении которых проводится финансовая проверка, отвечают перед Законом о ВК/ФТ в рамках положений административного и уголовного Кодексов Украины, что может сопровождаться штрафованием, отчуждением нелегально приобретенных активов, увольнением с должности, лишением свободы.
Система финансового мониторинга – обязательный элемент функционирования финансовой системы страны, который направлен на упорядочение коммуникации и отчетности, возникающих в процессе деятельности финансовых учреждений, приведению государственной финансовой системы в соответствие с международными стандартами и нормами.
Финансовую проверку регулярно проходят все юридические лица, сами субъекты первичного анализа, а также физические лица при осуществлении финансовых операций и/или открытии счетов. Чтобы беспрепятственно пройти проверку, нужно заранее подготовить подтверждающие документы для удостоверения своей личности и источников происхождения средств. Финансовые учреждения особенно придирчиво относятся к транзакциям на крупные суммы, законодательно закрепленные, как предельные для идентификации транзакции, как подлежащей обязательной проверке. При этом, поверхностный сбор данных проводится для любого вкладчика, независимо от суммы средств, для предотвращения финансирования терроризма, содействия подсанкционным лицам и/или финансовым махинациям.