Система налогообложения доходов физических лиц в Украине включает понятие необлагаемого минимума доходов граждан. Он не предусматривает дополнительных обязательств для лиц, к которым применяется, а наоборот освобождает от уплаты обязательных налогов и сборов. В то же время это понятие широко используется в судебной практике при назначении штрафов и применении санкций к правонарушителям. Предлагаем узнать, что такое необлагаемый минимум, где он используется, и почему полезно апеллировать к этой категории лицам, временно утратившим трудоспособность.
Необлагаемый минимум доходов граждан – это величина личного дохода, с которой не взимается налог на доходы физических лиц и военный сбор. Она отражает минимальный доход лица, уровень которого не позволяет на общих основаниях уплачивать обязательные государственные налоги и сборы.
Необлагаемый минимум используется во многих странах, однако его уровень отличается в зависимости от экономического состояния и уровня жизни населения. Чем выше прожиточный минимум и средний уровень заработной платы, тем выше будет порог, по которому будет применяться норма назначения социальной налоговой льготы.
В Украине его размер пересматривается ежегодно, корректируясь в соответствии с количеством социально незащищенных граждан, их социальным статусом и количеством иждивенцев. Категория необлагаемого минимума применяется к нескольким типам дохода, а именно: пенсий, социальных выплат, государственной помощи и непосредственно заработной платы, не превышающей 50% прожиточного минимума.
В Украине применяется два вида этого показателя:
Один необлагаемый минимум имеет постоянное значение на уровне 17 грн, именно эта цифра используется для назначения штрафов при нарушении норм уголовного и административного законодательства. В соответствии с сутью нарушения суд назначает определенное количество необлагаемых минимумов, которые должен уплатить злоумышленник для возмещения нанесенного ущерба.
Относительно назначения или отмены уплаты государственных отчислений, применяется показатель необлагаемого минимума, который не должен быть меньше, чем 50% от прожиточного минимума для трудоспособных лиц. Если доход меньше этой величины, к лицу применяются социальные льготы, которые освобождают его от налогового обязательства.
Необлагаемый минимум – категория, используемая в налогообложении и юриспруденции. Его уровень влияет на размер штрафов, применяемых к административным и уголовным правонарушениям. В качестве социальной льготы, он помогает лицам с критически низким уровнем доходов избежать дополнительных расходов на выполнение налоговых обязательств.
Необлагаемый минимум граждан применяется по трем направлениям:
Относительно квалификации правонарушений и назначения «стоимости» их возмещения, в юридической практике используется градация от мелкого до особо крупного поступка. Размер возмещения стартует от 0,2 необлагаемых минимумов для мелких нарушений и растет пропорционально причиненному ущербу.
Формально в Украине закреплены два разных понятия относительно минимальной величины дохода, не облагаемого налогом, однако по своей сути они перекликаются. Так, социальная льгота непосредственно предусматривает контроль за назначением и освобождением от уплаты налога с дохода физических лиц. Но одновременно она используется для квалификации размера причиненного ущерба в результате нарушения, что закреплено отдельной нормой в налоговом кодексе.
Сам по себе необлагаемый минимум — это постоянная величина, которая используется в формуле расчета размера штрафных санкций, назначенных правонарушителю. Поэтому четко понять, о каком размере необлагаемого минимума идет речь, можно из контекста события, к которому он применяется.
Фиксированный необлагаемый минимум в Украине, составляющий 17 грн, никоим образом не влияет на систему налогообложения. Он используется исключительно для назначения штрафов за правонарушения. А вот социальная льгота, которая составляет 50% от прожиточного минимума, является важным социальным регулятором для людей с низким уровнем дохода.
Согласно Налоговому кодексу Украины, право на налоговую социальную льготу имеют лица, чей месячный доход ниже прожиточного минимума, взвешенный на коэффициент 1,4. С экономической точки зрения такая социальная льгота тормозит рост заработной платы и прожиточного минимума. С одной стороны, при росте этих показателей автоматически растут суммы налоговых отчислений в госбюджет.
При этом большее количество людей трудоспособного возраста, трудоустроенных в государственных учреждениях и низкооплачиваемых работах, попадают в зону финансового риска. Уровень их дохода может оказаться за чертой налогообложения, что автоматически снизит количество источников наполнения бюджета налогами. Важность категории необлагаемого минимума может стать объектом спекуляций и умышленного сдерживания экономического развития. Во избежание таких злоупотреблений постоянно совершенствуются и пересматриваются нормы социальной политики, направленные на урегулирование проблем социального неравенства.