Что вы представляете, когда слышите слово «банк»? Большое здание с сейфами и банковскими ячейками? Помещение с большим количеством касс и очередями? Да, эти утверждения правильные, однако в 2024 году банк — это не только физические отделения, но и онлайн-банкинг, который сделал транзакции быстрее, а услуги проще. Рассказываем, что такое интернет-банкинг, чем он отличается от традиционного банкинга и в чем его преимущества.
Что такое интернет-банкинг?
Интернет-банкинг — это вид дистанционного банковского обслуживания, благодаря которому клиенты банка получают круглосуточный доступ к собственным счетам через интернет. Для этого банки разрабатывают сайты, приложения и системы, где пользователь должен пройти авторизацию и войти в свой аккаунт. После этого он получает доступ к таким услугам, как перевод средств, пополнение мобильного, открытие депозита, блокировка карты и тому подобное.
Доступ к интернет-банкингу можно получить:
- через браузер и сайт банка (со смартфона, ПК, ноутбука или планшета);
- через приложение банка (со смартфона, смарт-часов и планшета).
Что же тогда такое онлайн банкинг? Онлайн-банкинг — это то же самое, что и интернет-банкинг, веб-банкинг и электронный банкинг. Другая ситуация с мобильным банкингом, который является разновидностью интернет-банкинга: в этом случае доступ к счету предоставляется исключительно через приложение на смартфоне. Например, мобильное приложение O.Bank от Идея Банк — это мобильный банкинг, где после загрузки клиенты получают возможность дистанционно управлять своими счетами, открывать новые карты и депозиты, обменивать валюту и проводить другие операции.
Преимущества онлайн-банкинга
- Контроль и управление счетом 24/7. Отделения, как правило, работают до 18-19 часов, а значит, после завершения их работы удастся лишь снять наличные в банкомате или пополнить карту в терминале. Онлайн-банкинг предоставляет доступ к счету 24/7: даже в 3 часа ночи вы сможете заблокировать карту, если ее украдут, перевести кому-то средства, подать заявку на получение кредита или пополнить мобильный.
- Экономия времени. Офлайн-банкинг — это необходимость физически идти в отделение, тратя время, стоять в очереди, объяснять причину своего обращения работнику и ждать решения ситуации. С интернет-банкингом сделать почти любое действие можно быстрее: достаточно просто присоединиться к сети, войти в свой аккаунт, найти нужную услугу и выполнить то или иное действие. Более того, интернет-банкинг доступен и за рубежом, а потому срочно возвращаться в Украину для осуществления простых транзакций не придется.
- Множество доступных услуг. Оплата штрафов за нарушение ПДД, покупка билетов на поезд, заказ страхового полиса, оплата коммунальных услуг и многое другое доступно в интернет-банкинге. В приложении или на сайте доступны почти все услуги банка, а потому физически приходить в отделение придется только для получения новой пластиковой карты, обновления паспортных данных, подписания кредитного договора и обмена наличной валюты.
- Экономия и выгода. Пользование онлайн-банкингом бесплатное, а комиссии за услуги даже меньше, чем в отделениях. В дополнение, банки часто, для поощрения клиентов, предоставляют более высокие проценты по депозитам при оформлении их онлайн, предлагают виртуальные карты с кэшбеком и начислением процентов на остаток средств, а также создают программы вознаграждений за использование карт онлайн (покупки в интернете, перевод с карты на карту и т.д.).
Недостатки онлайн-банкинга
Преимущества интернет-банкинга достаточно существенные, поэтому им пользуются миллионы людей в Украине. Однако эта технология имеет и свои недостатки:
- технические сбои (ситуации, когда приложение или сайт не работает по техническим причинам, транзакции не выполняются, а услуги не предоставляются);
- регламентные работы (для поддержки и обновления системы банки часто проводят регламентные работы, во время которых интернет-банкинг полностью недоступен);
- риск хакерских атак на банковскую сеть;
- риск кражи средств и данных мошенниками (отдельно у клиента);
- доступность не всех услуг (для выполнения некоторых придется все же идти в банк).
Сейчас банки делают все возможное, чтобы усилить защиту данных в сети и предотвратить хакерские атаки, однако сделать это не так просто. Например, на некоторые банки в этом году было совершено несколько DDoS-атак.
Основные принципы безопасности онлайн-банкинга
Вспоминая мошенничества и хакерские атаки, нельзя пройти мимо темы безопасности интернет-банкинга. Рассказываем, как уберечь свой аккаунт от взлома:
- проверяйте домен сайта, которым пользуетесь, и наличие у него SSL-сертификата;
- включите двухфакторную аутентификацию в приложении банка;
- выполняйте вход в банкинг только через домашний Wi-Fi или мобильный интернет;
- периодически меняйте пароли для входа и используйте сложные комбинации;
- не отправляйте срок действия и CVV-код другим людям и не вводите их на подозрительных сайтах, ведь так с вашего счета могут снять все средства;
- не сообщайте коды из SMS третьим лицам;
- проверяйте информацию, которую видите в соцсетях (относительно выплат от государства и фондов, блокировки счетов, например).
Помните, что банковская система достаточно защищена, а потому большинство мошенников концентрируются именно на взломе аккаунтов пользователей банков.
Электронный банкинг: разница между традиционным
Так в чем же заключается разница традиционного и интернет-банкинга? Онлайн-банкинг — это часть традиционного банка, которая не может самостоятельно существовать. Именно разработчики и ИТ-специалисты банка создают приложения и сайты, где клиенты получают доступ к вышеперечисленным услугам. Таким образом, разница в том, что банк — это самостоятельная структура, а интернет-банкинг — его часть и разработка.