Несмотря на применение различных технологий и методов по выявлению или предупреждению мошенничества с использованием платежных инструментов со стороны финансовых учреждений и противодействия мошенникам со стороны киберполиции, мошенники не оставляют попыток обмануть граждан. К сожалению, часто им это удается. Злоумышленники умело втираются в доверие, оказывают психологическое давление и получают доступ к платежным инструментам от самих держателей\пользователей этих платежных инструментов, которые не в состоянии вовремя распознать мошенничество.
В этой статье рассказываем об основных признаках мошенничества, чтобы не стать жертвой мошенничества с использованием платежных инструментов.
Незнакомый номер, быстрая речь с кучей подробностей, угрозы блокировки карты — это все яркие примеры мошеннических телефонных схем для получения реквизитов платежной карты (номер, срок действия, CVV2) и доступа к счету клиентов банка с целью завладения средствами. Большинство активных пользователей платежных карт теоретически знают, как распознать мошенничество. Однако в момент неожиданного звонка могут легко растеряться и нарушить ключевые правила защиты — озвучить реквизиты платежной карты или свои пароли и коды для входа в мобильное приложение или для проведения операций.
Определить мошенника можно по нескольким признакам, присущим всем мошенническим схемам, независимо от их типа и механизма реализации.
Самостоятельно крайне трудно наткнуться на злоумышленника, однако они сами звонят, присылают сообщения и письма на мобильный номер, e-mail и в социальных сетях. Собеседники называются представителями мобильного провайдера, сотрудником банка, полиции, говорят уверенно, оперируя профессиональной терминологией.
Вызвать подозрение может сам факт инициированного контакта с незнакомого номера телефона или e-mail, особенно в случае отсутствия каких-либо платежных операций в последние часы или дни. Поэтому важно знать, как проверить номер телефона на мошенничество. Чтобы избежать проблем, лучше сразу положить трубку или проигнорировать сообщение, а информацию проверить, самостоятельно позвонив в банк по номеру который указан на обратной стороне платежной карты или на сайте банка.
Для граждан есть возможность проверить номер на негативные отзывы без лишних усилий. Достаточно вписать его в строку запроса поисковой системы в интернете и перейти на сайты-форумы по оценке телефонных номеров. Там можно найти много номеров с рейтингом опасности и комментариями граждан относительно своего опыта коммуникации по ним. Увидев «свой» сомнительный номер среди списка, сразу блокируйте его.
На вопрос, можно ли указывать CVV2 код, свои пароли, коды из СМС от банка кому-либо — ответ строго отрицательный! Работники банка и представители мобильных операторов прекрасно об этом знают, поэтому никогда не просят озвучить им что-то из перечисленного. В случае сомнительной транзакции или платежа на большую сумму могут позвонить из банка на финансовый номер телефона лица для подтверждения операции, или прислать СМС с кодом, который нужно внести в банковском мобильном приложении.
Зато мошенники при первой возможности попытаются узнать данные для проведения операций и доступа к счетам. Как только разговор подойдет к этому вопросу — без раздумий кладите трубку и блокируйте номер.
Любимые легенды злоумышленников при реализации мошеннической схемы с платежными инструментами:
Суть всех историй сводится к деньгам, которые может получить или сохранить держатель платежной карты или пользователь мобильного приложения, если выполнит определенные условия.
Неожиданный звонок с незнакомого номера сам по себе может озадачить, а если собеседник быстро тараторит или забрасывает финансовыми терминами, акцентируя на рисках потерь или, наоборот, возможностях безумного выигрыша, легко растеряться и потерять суть разговора. В такой ситуации внимание зацепится за самый громкий лозунг и будет побуждать довериться и решительно действовать.
Главная задача в такой момент — не поддаться панике. Остановить собеседника и заставить его повторить все еще раз, четко и ясно. Если такая просьба вызовет раздражение и агрессию — будьте уверены, на связи мошенник, который сам нервничает и спешит.
Психологическое давление — единственный рычаг, которым обладают телефонные мошенники. Успех мошеннической схемы зависит от скорости действий, поэтому они ограничивают во времени на принятие решения, апеллируют к уникальной возможности «только сейчас и только для вас», запугивают непоправимыми потерями в случае промедления.
Специалисты по кибербезопасности призывают никогда не соглашаться на предложения сомнительных лиц с незнакомых номеров телефона, кем бы они ни представлялись. Ни одна банковская операция не требует мгновенного реагирования и передачи своей конфиденциальной информации третьим лицам, а настоящие сотрудники банка всегда на связи. Поэтому для собственной безопасности и проверки любых угроз относительно своего счета или состояния карты достаточно позвонить на горячую линию банка, номер которой указан на официальном сайте и на самой платежной карте.
Чтобы избежать неприятностей, спокойно реагировать на звонки или странные сообщения и четко знать, что делать, если звонят мошенники, предлагаем следующие советы:
Чтобы избежать убытков, нужно знать, как проверить банковскую карту на мошенничество. В случае любой подозрительной активности с картой или поступлении сообщения о блокировке карты, в первую очередь нужно позвонить в свой банк и уточнить информацию лично.
Первое, что делать когда звонят мошенники, — это положить трубку. Без уточнений, объяснений, компромиссов. Чем быстрее вы среагируете, тем меньше шансов на успех будет у злоумышленника. Номер лучше заблокировать. После этого позвоните в колл-центр мобильного оператора и банка, сообщая о несанкционированном доступе к счету. Оператор банка подскажет, как проверить карту и номер и защитить их от дальнейших действий мошенников.
Если не удалось сразу распознать злоумышленника и ему было предоставлено какую-то личную информацию, стоит действовать мгновенно. Основное, что делать если стал жертвой мошенников, это позвонить в свой банк, сообщить о ситуации и заблокировать в зависимости от того, какие платежные инструменты были скомпрометированы — платежные карты или финансовый номер. Сотрудники контакт-центра сразу проверят состояние счета, был ли доступ к нему, в крайнем случае будут рекомендовать заблокировать платежную карту и перевыпустить ее или заблокировать финансовый номер до окончания установления всех обстоятельств проведения несанкционированных платежных операций и при необходимости дальнейших следственных действий.
Вторым шагом должен стать звонок в полицию с составлением заявления о совершении мошеннических действий в отношении вас с полным описанием мошеннического события, которое произошло. Это не только поможет возместить причиненный ущерб, но и защитить других граждан от мошенничества в будущем. Именно бездействие жертв и ощущение вседозволенности больше всего побуждают финансовых мошенников к новым попыткам реализации мошеннических схем. Поэтому, чем активнее и слаженнее мы будем реагировать на каждый случай мошенничества с банковскими карточками, тем меньше возможностей и интереса будет у мошенников.